Выбор источника питания для электроудочки
Дата публикации: 29.06.2023

Выбор источника питания для электроудочки

Рыболовы заграницей для питания электрических удочек обычно пользуются специальными герметичными щелочными никель-кадмиевыми или серебряно-цинковыми аккумуляторными батареями напряжением 12 или 24 В. При одинаковой мощности электроудочек использование более высокого питающего напряжения позволяет сэкономить заряд аккумулятора и снизить потери в схеме преобразователя и проводах. Недостатком является возросший вес батареи.

Выполненные из дорогостоящих материалов такие источники энергии недешевы, поэтому у нас широкое применение получили свинцово-кислотные или стартерные автомобильные аккумуляторы. Доступен широкий выбор отечественных и импортных моделей стоимостью не более 50 долларов, в том числе наиболее компактных, выполненных по японским стандартам.

Главное требование, предъявляемое к аккумулятору, — сочетание высокой энергоемкости с минимальным весом и габаритами. К сожалению, по отечественным и некоторым зарубежным аккумуляторам чаще показывают не удельную емкость, а номинальную энергоемкость, т.е. емкость при разряде номинальным током при 20-градусной температуре, и пусковой ток, характеризующий внутреннее сопротивление или максимальные возможности прибора.

По конструктивному исполнению свинцово-кислотные аккумуляторы бывают обслуживаемыми, мало обслуживаемыми, не обслуживаемыми и монолитными. Редко встречаемые обслуживаемые аккумуляторы позволяют заменить дефектную секцию. Современные аккумуляторы в большинстве мало обслуживаемые или не обслуживаемые, т.е. не предусматривающие ремонта. Для питания электроудочек наиболее удобны монолитные и не обслуживаемые варианты, корпус которых после заправки на заводе закрывается.

Длительное хранение заправленного аккумулятора без подзарядки приводит к образованию внутреннего тока саморазряда и выходу из строя аккумулятора. Саморазряд аккумулятора, не превышающий 1% в сутки или 30% емкости в месяц, считается нормальным. Следует помнить, что процесс самозаряда, когда происходит сульфатация пластин электродов и ухудшение их рабочих характеристик, интенсивнее в разряженных или изношенных элементах.

Грамотный уход за элементами питания продлит их срок службы: следует доливать испарившийся электролит и при эксплуатации не допускать силу разряда более 10,5 В.

Время заряда обычно не превышает 10-13 часов и зависит от уровня разряженности аккумулятора. Об окончании процесса говорят интенсивное газоотделение или завышенные показатели плотности электролита, которые через 2 часа снижаются до 1,28 г/см3. Неспешная зарядка аккумулятора меньшим током позволяет продлить срок его службы, поскольку при этом замедляются внутренние электрохимические процессы. Существует большой выбор методов заряда: непрерывная подзарядка, постоянным током, ступенчатый заряд, заряд реверсивным током, импульсный заряд и др.

Самым эффективным считается заряд реверсивным асимметричным током, при котором аккумулятор заряжается и частично разряжается в каждом периоде. Оптимальное соотношение прямого и обратного тока снижает газоотделение и температуру электролита и позволяет повысить суммарную пористость и действующую площадь поверхности пластин, т. е. расширить контакт активной поверхности электрода с электролитом и облегчить диффузию. Это почти полностью исключает необратимую сульфатацию пластин.

При необходимости можно без риска для аккумулятора произвести ускоренный заряд путем увеличения зарядного тока в 2-3 раза выше номинального, но не выше 0,2 емкости батареи.

Линейный стабилизатор тока собран на транзисторе VT1 и позволяет регулировать величину тока от 0 до 3А резистором R2 по показаниям амперметра РА1. Нужно помнить, что 10% тока при зарядке аккумулятора протекает также через резистор R3, к тому же амперметр показывает средние значения тока за период. Иначе говря, при значении зарядного тока за полпериода в 5 А амперметр покажет 1,8 А.

В связи с длительностью процесса заряда и неудобством визуального контроля схема предусматривает защиту от неконтролируемого разряда аккумулятора при исчезновении сетевого напряжения. При этом реле К1 контактами К1.1 разомкнет цепь аккумулятора, а предохранитель FU2 предотвратит повреждение транзистора от случайного замыкания выходных цепей.

Схему можно изготовить из любого трансформатора мощностью не менее 150 Вт, во вторичной обмотке которого напряжение в 22-25 В. Транзистор следует устанавливать на радиатор площадью более 200 кв. см и применять следующие резисторы: R1 типа С2-23, R2 — ППБЕ-15 с номиналом 3,3 — 15 кОм, R3 — ПЭВ-15, R4 — С5-16МВ. Подходит любой стабипитрон VD2 с напряжением стабилизации 7,5 -12В, а также реле К1 для работы с переменным напряжением 24В и мощные контакты.

Такое зарядное устройство удовлетворит большинство пользователей, однако в литературе упоминаются схемы, автоматически отслеживающие процесс заряда и вовремя прекращающие его. Кислотные автомобильные аккумуляторы способны отдавать в импульсе большие мощности, например для начальной прокрутки клапанов двигателя пусковые токи у стартера автомобиля обычно превышают 100А. Именно это достоинство автомобильных аккумуляторов используется при работе с электроудочкой.

От аккумулятора в 12В электронный блок обычно потребляет ток не менее 13-15А и этого достаточно для успешной рыбалки. Минимальная средняя мощность электроудочки может колебаться от 150 Вт при хорошем КПД схемы до 800 Вт. Длительная рыбалка не обойдется без аккумулятора с энергоемкостью от 18 до 55Ач, для чего подойдет например модель автомобильного аккумулятора 6СЕ-55 с запасом энергии на 10 часов. Многие зарубежные рыболовы питают электроудочку от бензинового преобразователя, однако портативные дизельные и бензиновые электрогенераторы намного тяжелее и дороже аккумуляторов и при работе издают много шума.

Материалы, размещенные на данном сайте, носят только информационный характер. Посетители сайта не должны использовать их в качестве рекомендаций. Мы не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте brakonyer.ru.